'

Автоматизация магазинов, гостиниц, кафе, ресторанов, развлекательных центров. Оптовая продажа оборудования для автоматизации торговли



КАК ПРАВИЛЬНО ПРИМЕНЯТЬ ККМ


разъяснение от 15 апреля 2001 года



Оглавление.



1. Основные положения
2. Кто должен применять контрольно - кассовые машины
3. Кто освобожден от обязательного применения ККМ
4. Покупка кассового аппарата
5. Заключение договора с ЦТО
6. Регистрация контрольно - кассовой машины в налоговом органе
7. Некоторые особенности эксплуатации ККМ
7.1. Порядок внесения изменений в регистрационные документы ККМ.
7.2. Порядок выдачи дубликата Карточки регистрации ККМ.
7.3. Порядок ведения журнала кассира - операциониста.
7.4. Порядок оформления нового журнала кассира - операциониста взамен окончившегося.
7.5. Меры ответственности за ненадлежащее оформление журнала кассира - операциониста и иных документов бухгалтерского учета.
7.6. Порядок оформления акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию ф. N КМ-2.
7.7. Основные неисправности контрольно - кассовых машин.
7.8. Средства визуального контроля на ККМ.
7.9. Порядок вывешивания ценников на реализуемые товары.
7.10. Порядок возврата денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам).
8. Снятие с регистрации кассового аппарата в налоговом органе
9. Контроль со стороны налоговых органов за соблюдением правил эксплуатации ККМ
10. Ответственность за нарушения законодательства о применении ККМ

.

Основным нормативно - правовым документом, регулирующим применение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, является Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Другим основополагающим документом является Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 г. N 904).

Вышеуказанные документы определяют основные обязанности налогоплательщиков в части применения контрольно - кассовых машин (далее - ККМ), требования к используемым на территории РФ моделей ККМ, права налоговых органов по контролю за соблюдением правил применения ККМ, а также ответственность, предусмотренную за нарушения вышеуказанного законодательства.

Помимо вышеперечисленных нормативно - правовых документов существует определенное количество иных документов, которые так или иначе затрагивают порядок применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

 

2. Кто должен применять
контрольно - кассовые машины

Организации - юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении денежных расчетов с населением в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг обязаны применять ККМ.

Кроме этого, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в то же время не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя (в основном, данная категория граждан представлена на территории Республики Татарстан гражданами ближнего и дальнего зарубежья), должны применять ККМ в указанных выше случаях.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с другими индивидуальными предпринимателями за реализованные товары и оказанные услуги (в основном, это касается взаимоотношений в сфере оптовой торговли), также обязаны применять ККМ (т.е. выписки и выдачи на руки индивидуальному предпринимателю - покупателю иных документов, подтверждающих факт оплаты, недостаточно).

3. Кто освобожден от обязательного
применения ККМ

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением в случае, если они подпадают под действие Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917).

В том числе:

-          организации и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными). При применении документов строгой отчетности необходимо обратить внимание на заполнение всех необходимых реквизитов, предусмотренных для данной формы документа строгой отчетности;

-          организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления:

а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно - журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;

б) продажи ценных бумаг;

в) продажи лотерейных билетов;

г) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. При отнесении торговой точки к той или иной категории объектов мелкорозничной торговли необходимо руководствоваться ГОСТом Р 51303-99 "Торговля: термины и определения";

ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

з) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации;

и) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско - акушерских пунктах;

к) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), в развал овощами и бахчевыми культурами;

л) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;

-          религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;

-          учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи;

-          организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам;

-          кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения на территории Российской Федерации.

4. Покупка кассового аппарата

При покупке контрольно - кассовой машины необходимо иметь в виду следующие моменты.

1.        На территории РФ допускаются к применению лишь те ККМ, которые разрешены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам (далее - ГМЭК) и включены в так называемый Государственный реестр ККМ (далее - Госреестр). Время от времени ряд моделей ввиду их морального устаревания исключается из Госреестра ККМ либо ограничивается срок их эксплуатации. Таким образом, при покупке ККМ, бывших в эксплуатации, необходимо уточнять срок, до которого разрешена эксплуатация контрольно - кассовой машины данной модели.

2.        Помимо Госреестра ККМ существует также Классификатор контрольно - кассовых машин в соответствии со сферой их применения. В связи с этим существуют модели контрольно - кассовых машин, которые пригодны, предположим, для торговли, но в то же время их нельзя применять в такси и маршрутном такси, на АЗС и т.д.

3.        Необходимо иметь в виду, что значительное количество контрольно - кассовых машин находится в розыске, причем в налоговых органах ведется единый по всей территории РФ реестр похищенных ККМ. При покупке кассового аппарата "с рук" вы рискуете приобрести подобную машину со всеми вытекающими из этого неблагоприятными последствиями для покупателя.

Исходя из вышеизложенного, наиболее надежными продавцами кассовой техники выступают центры по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин (далее - ЦТО) либо фирмы, которые являются деловыми партнерами и уполномоченными представителями заводов - изготовителей ККМ.

5. Заключение договора с ЦТО

На любую контрольно - кассовую машину перед вводом в эксплуатацию должен быть заключен договор на техобслуживание и ремонт с одним из зарегистрированных ЦТО. Необходимо уяснить, что самостоятельный ремонт ККМ, которая является инструментом государственного контроля за денежными оборотами, либо ремонт сторонними лицами, не имеющими разрешения на осуществление подобных ремонтных работ, запрещен и владельцы кассовых аппаратов, допустивших подобные нарушения, привлекаются к ответственности.

6. Регистрация контрольно - кассовой машины
в налоговом органе

После заключения договора на техобслуживание и ремонт кассового аппарата с одним из ЦТО необходимо зарегистрировать его в налоговом органе.

Предприятия, организации, учреждения (далее - организации) подают заявление на регистрацию ККМ в инспекцию МНС по месту нахождения организации (юридическому адресу).

В случае если у организации имеются обособленные подразделения (торговые точки), то контрольно - кассовые машины, использующиеся в данных подразделениях, регистрируются в ИМНС РФ по месту нахождения обособленного подразделения.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг (далее - предприниматели), подают заявление на регистрацию контрольно - кассовых машин в ИМНС по месту своего жительства.

Регистрация ККМ производится налоговым органом не позднее 5 дневного срока с момента подачи в налоговый орган заявления на регистрацию.

Налогоплательщики подают заявление по месту регистрации контрольно - кассовых машин по форме, приведенной в Приложении N 3. К заявлению прилагаются:

-          технический паспорт на подлежащую регистрации контрольно - кассовую машину (для активных системных ККМ - с отметкой предприятия - изготовителя, продавца или ЦТО об установке на данной ККМ разрешенного пакета прикладных программ);

-          инструкция (руководство) для налогового инспектора;

-          договор владельца ККМ с центром технического обслуживания ККМ (далее - ЦТО), имеющим лицензию на обслуживание данного типа машин, или непосредственно с предприятием - изготовителем ККМ о ремонте и техническом обслуживании ККМ;

-          свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

-          журнал кассира - операциониста ф. N КМ-4 (журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста ф. N КМ-5), прошнурованный, пронумерованный и скрепленный подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации;

-          журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ ф. N КМ-8.

Налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в регистрации ККМ по следующим основаниям:

-          регистрируемая ККМ находится в розыске;

-          регистрируемая ККМ не включена в Госреестр ККМ и не разрешена к использованию на территории РФ;

-          регистрируемая ККМ не предназначена для использования в данной сфере деятельности (согласно требованиям классификатора ККМ, используемых на территории РФ);

-          регистрация ККМ не по месту нахождения юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) либо месту жительства физического лица;

-          отсутствие договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ с ЦТО;

-          несоответствие данных в заявлении и данных в представленных документах;

-          отсутствие на ККМ средств визуального контроля. Регистрация осуществляется путем оформления необходимой документации с включением фискального режима ККМ совместно с представителем ЦТО.

Работник ЦТО:

-          проверяет правильность заполнения всех разделов паспорта на ККМ;

-          программирует операции печати на чеке;

-          совместно с представителем налогового органа производит активизацию фискальной памяти;

-          сверяет соответствие программного продукта (для активных ККМ);

-          заполняет в паспорте раздел "Ввод в эксплуатацию";

-          делает отметку о средствах визуального контроля и заверяет своей подписью с указанием номера удостоверения, скрепляет оттиском пломбира;

-          делает отметку в журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ ф. N КМ-8.

Работник налогового органа:

-          вводит пароль доступа к фискальной памяти;

-          снимает ежедневный отчет денежных и операционных счетчиков (Z отчет);

-          снимает отчет по содержимому фискальной памяти;

-          проверяет совместно с представителем ЦТО исправность ККМ и соответствие программного продукта (для активных ККМ);

-          осуществляет запись сведений о ККМ в "Книгу учета ККМ организаций", ведущуюся в налоговом органе;

-          подписывает заявление на регистрацию ККМ (наклеив на него чеки ККМ) и журнал кассира - операциониста, проставляет дату и штамп инспекции;

-          возвращает налогоплательщику предъявленные для регистрации ККМ документы.

Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно - кассовой машины выдает организации Карточку регистрации ККМ в налоговом органе (выдача карточки регистрации производится после росписи налогоплательщика в ее получении).

 

7. Некоторые особенности эксплуатации ККМ

7.1. Порядок внесения изменений в регистрационные документы ККМ.

В процессе эксплуатации зарегистрированных в установленном порядке ККМ в регистрационные документы по заявлению налогоплательщика могут быть внесены изменения в связи с переменой места эксплуатации ККМ, смены ЦТО по обслуживанию и ремонту ККМ. Внесение изменений производится не позднее 5-дневного срока с момента подачи заявления.

Для внесения изменений в регистрационные документы ККМ налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

-          заявление о внесении изменений в регистрационные документы в произвольной форме;

-          карточку регистрации ККМ;

-          договор на техобслуживание и ремонт ККМ (при смене ЦТО).

При перезаключении договора организацией на обслуживание ККМ другим ЦТО организация подает заявление в налоговый орган с просьбой внести изменения в карточку регистрации ККМ об изменении договора с ЦТО и представляет: договор; журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ ф. N КМ-8; паспорт ККМ; карточку регистрации ККМ с печатью налогового органа.

После этого налоговый орган выдает карточку регистрации ККМ с изменениями за тем же регистрационным номером. Сданная карточка регистрации ККМ подшивается в дело.

7.2. Порядок выдачи дубликата Карточки регистрации ККМ.

Получение дубликата карточки регистрации ККМ налогоплательщиком осуществляется взамен утраченной. Выдача дубликата карточки регистрации с пометкой "Дубликат" производится не позднее 5-дневного срока с момента подачи заявления налогоплательщиком в произвольной форме.

7.3. Порядок ведения журнала кассира - операциониста.

В процессе эксплуатации ККМ согласно типовым правилам и Постановления Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" необходимо ведение журнала кассира - операциониста. Журнал кассира - операциониста заводится на каждую ККМ.

7.4. Порядок оформления нового журнала кассира - операциониста взамен окончившегося.

Налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган новый журнал кассира - операциониста прошнурованный, пронумерованный, скрепленный печатью организации и чек с показаниями денежных счетчиков, снятый в конце рабочего дня (окончания смены), на основании которого осуществлена последняя запись в старом журнале.

7.5. Меры ответственности за ненадлежащее оформление журнала кассира - операциониста и иных документов бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждены и введены в действие с 01.01.99 следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ:

КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ";

КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию";

КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";

КМ-4 "Журнал кассира - операциониста";

КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира - операциониста";

КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста";

КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации";

КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";

КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".

Исходя из вышеизложенного, ведение с нарушением установленных требований журнала кассира - операциониста юридическим лицом расценивается как ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и является основанием для привлечения должностных лиц юридического лица к ответственности в соответствии с абз. 1 п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 (ред. от 08.07.99 N 151-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" в форме административного штрафа - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

При установлении факта ведения с нарушением установленных требований журнала кассира - операциониста индивидуальным предпринимателем налоговым органом дается письменное указание о ведении журнала кассира - операциониста в соответствии с установленными требованиями. В случае невыполнения требований налогового органа индивидуальный предприниматель привлекается к административной ответственности в соответствии с абз. 3 п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 (ред. от 08.07.99 N 151-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" в форме административного штрафа - в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.

7.6. Порядок оформления акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию ф. N КМ-2.

Для отправки ККМ в ремонт налогоплательщик представляет в налоговый орган:

-          акт по ф. N КМ-2 в двух экземплярах;

-          журнал кассира - операциониста;

-          карточку регистрации ККМ;

-          паспорт (формуляр) ККМ;

-          справку из ЦТО о невозможности снятия показаний денежных счетчиков в связи с неисправностью ККМ либо контрольно - кассовую машину если есть возможность снять с нее показания;

-          в случае невозможности снятия показаний - контрольную ленту за последний и предпоследний дни работы ККМ перед поломкой. На контрольной ленте должен быть последний отчет с показаниями суммирующих денежных счетчиков. Если ККМ сломалась в течение рабочего дня и нет возможности снять показания, то это должно быть сделано вручную - суммированием каждой покупки на калькуляторе. Результаты подсчета должны быть записаны на контрольной ленте от руки и заверены подписью кассира и администратора. После подсчета эти данные заносятся в журнал кассира - операциониста и в форму N КМ-2 (строка "показания главного суммирующего счетчика перед отправкой в ремонт").

Показания фискальной памяти после ремонта должны быть заполнены механиком ЦТО, акты должны иметь подписи всех лиц - членов комиссии (как перед сдачей в ремонт, так и после него).

После произведенного ремонта налогоплательщик представляет в налоговый орган акт ф. N КМ-2, правильность оформления которого должен проверить инспектор, а также наличие чека с показаниями счетчиков после ремонта. Первый экземпляр акта с подклеенным чеком остается в ИМНС, второй выдается под роспись налогоплательщику.

7.7. Основные неисправности контрольно - кассовых машин.

Неисправной считается контрольно - кассовая машина, которая:

а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке указанные ниже реквизиты;

б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно - кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно - кассовым машинам и их фискальной (контрольной памяти);

г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;

д) применяет прикладные программы, недопущенные ГМЭК к использованию с конкретной моделью контрольно - кассовой машины (речь идет об активных системных ККМ).

Кроме этого, техническими требованиями к конкретной модели ККМ могут быть предусмотрены и иные виды неисправностей.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе в обязательном порядке должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;

б) идентификационный номер организации - налогоплательщика;

в) заводской номер контрольно - кассовой машины;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

Необходимо акцентировать ваше внимание на обязательное наличие на кожухе кассового аппарата оттиска пломбы мастера ЦТО, который осуществляет техобслуживание и ремонт данной ККМ. При этом оттиск пломбы должен быть также зафиксирован в журнале формы N КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ". В случае использования контрольно - кассовой машины без оттиска пломбы мастера ЦТО владелец ККМ привлекается к ответственности как за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, т.е. от 50 до 100 МРОТ.

7.8. Средства визуального контроля на ККМ.

Средства визуального контроля, используемые на контрольно - кассовых машинах, представляют собой объемные голограммы.

На голограммах, используемых генеральными поставщиками ККМ, записывается изображение в форме круга, в центре которого - стилизованный рисунок кассового аппарата, - а по внутренней стороне - слова "Государственный реестр" и четыре цифры, обозначающие год реализации контрольно - кассовой машины генеральным поставщиком.

На голограммах, используемых центрами технического обслуживания ККМ, записывается изображение в форме круга, в центре которого стилизованный рисунок рабочего около кассового аппарата, а по внутренней стороне - "Сервисное обслуживание" и четыре цифры, обозначающие текущий год, в котором контрольно - кассовая машина поставлена на техническое обслуживание в центре технического обслуживания.

На каждую голограмму при ее изготовлении наносится порядковый номер.

Голограммы устанавливаются на стороне контрольно - кассовой машины, обращенной к покупателю (клиенту) при производстве денежных расчетов с использованием данной машины.

Голограммы генеральных поставщиков устанавливаются ими при продаже ККМ или передаче их в аренду предприятиям или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Голограммы центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин устанавливаются этими центрами при постановке машин на техническое обслуживание, а также в течение января - июня каждого года при производстве ежегодных проверок их исправности. При этом контрольно - кассовые машины должны иметь голограммы генерального поставщика.

В случае использования контрольно - кассовой машины без одного из средств визуального контроля владелец ККМ привлекается к ответственности как за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, т.е. от 50 от 100 МРОТ.

7.9. Порядок вывешивания ценников на реализуемые товары.

Организация (предприниматель) обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).

Требования к оформлению ценников изложены в пункте 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104), согласно которому продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на каждый вид реализуемого товара с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Данные требования не распространяются только на выкладку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых в аптеках и аптечных киосках.

В ряде случаев допускается применение вместо ценников так называемых прайс - листов.

Что касается указания цены на реализуемые товары в условных единицах (У.Е.), то налогоплательщик обязан в доступном для покупателя месте вывесить информацию о курсе применяемой условной единицы по отношений к рублю.

7.10. Порядок возврата денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам).

В случае необходимости возврата денег покупателям (при отказе от покупки и т.п.) необходимо получить от покупателя выданный ему кассовый чек для оформления акта формы N КМ-3 (Приложение N 4).

Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира - операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира - операциониста организации.

Данный акт применяется также в случае пробития на ККМ ошибочных чеков.

Следует отметить, что в ряде моделей контрольно - кассовых машин предусмотрена операция "Отмена операции" (или "Возвратный чек"), однако пользоваться данными техническими возможностями не рекомендуется, поскольку они не предусмотрены нормативными актами.

 

8. Снятие с регистрации кассового аппарата
в налоговом органе

Снятие с регистрации ККМ в налоговом органе осуществляется по заявлению организации либо налоговым органом в одностороннем порядке, но с обязательным уведомлением налогоплательщика не менее чем за 30 дней до снятия:

-          по заявлению организации;

-          при прекращении деятельности организации;

-          при истечении срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемой на территории РФ;

-          при сдаче в аренду или продаже ККМ.

При снятии с регистрации организация подает заявление в налоговый орган за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенные печатью организации. К заявлению прилагаются:

-          итоговый чек суммирующих денежных счетчиков;

-          журнал кассира - операциониста (журнал регистрации показаний суммирующих денежных и

контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира - операциониста);

-          карточка регистрации ККМ.

При хищении или утере контрольно - кассовой машины организация снимает ККМ с регистрации, представляя при этом:

-          заявление на снятие с регистрации с указанием причин;

-          документ из органов внутренних дел об обращении организации по поводу хищения ККМ;

-          контрольные ленты;

-          журнал кассира - операциониста, а при необходимости и другие документы по требованию налогового органа.

После проверки представленных документов налоговый орган осуществляет снятие с регистрации ККМ.

9. Контроль со стороны налоговых органов
за соблюдением правил эксплуатации ККМ

В соответствии с действующим законодательством налоговые органы имеют право проверять правильность применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Проверка производится на основании поручений на проведение проверки, подписанных руководителем налогового органа. По результатам проверки составляется акт проверки, в котором отражаются все выявленные нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых машин. В ряде случаев проверка может производиться совместно с сотрудниками иных контролирующих структур (МВД, налоговая полиция и т.д.).

В случае выявления нарушений, которые предусматривают ответственность в виде штрафа, налогоплательщик приглашается в налоговый орган для рассмотрения результатов проверки.

При проведении проверки работники налоговых органов имеют право проверять документы, связанные с применением контрольно - кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.

10. Ответственность за нарушения
законодательства о применении ККМ

Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафные санкции за нарушения требований Закона РФ "О применении ККМ ...":

-          за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины - штраф от 50 до 100 МРОТ;

-          за использование неисправной ККМ - штраф от 28,6 до 57,1 МРОТ;

-          за отсутствие ценников на реализуемые товары - штраф от 14,3 до 28,6 МРОТ;

-          за невыдачу чека покупателю либо выдачу его на сумму менее уплаченной - штраф 10 МРОТ, но не менее 20 процентов от стоимости покупки.

В случае выявления факта повторного нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых машин налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банке.